Особенности подроскового возроста
Ученые
убеждены, что «правильный» возраст, когда ребенок во всем слушается
взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 7—10 лет маленький человек во
всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший
подросток, вступивший в период от 13 до 15 лет. Подростковый возраст
(иногда его называют переходным, потому что в течение этого периода
происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию)
связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности
школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в
формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со
стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в
учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются
иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и
закономерностей психического развития в этом возрасте. Основной
особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической
перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых
гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик
"скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет,
иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и
кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может
продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса
сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров
дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются
руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета,
достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все
это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой
угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Так же характерны повышенная эмоциональность. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками.
Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на
сверстников. 1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2)
Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у
подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже
время отстаивать свои права.; 3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Для родителей – это прежде всего их внимательное отношение к своим
детям, заинтересованность в его друзьях, интерес к жизни класса, школы. Огромную роль играет создание дома спокойной обстановки, уважения к труду каждого члена семьи. Забота о старших, об отдыхе. Подростку
необходима совместная деятельность со взрослыми. Он может быть
помощником в домашних делах. Родители могут привлечь ребёнка к своим
увлечениям или разделить его увлечения. Именно совместная деятельность
облегчает контакт с подростком, рождает духовную близость. В совместных
занятиях не только родителям открывается характер ребёнка, но и они
лучше узнают своих родителей. Принято считать, что потребность в
общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место
общению со сверстниками, но это совсем не так. Им не нравится
общение через «нотацию», а вот «неформальное», нерегламентированное
общение им необходимо. Потребность в таком общении удовлетворяется лишь
на 30% (30% с мамой, 12% отцом). Причина психологического барьера
между родителями и детьми - это неумение и нежелание родителей
выслушать, понять, разобраться. По всем параметрам общения родители уступают друзьям. Там их слушают и понимают.
Кода подросток идёт к вам с вопросами, сомнениями, не говорите ему
«нет», не ссылайтесь на занятость, иначе он на улице найдёт, с кем
поделиться своими проблемами. И хорошо, если «случайный» человек
окажется хорошим. Подростки зорко замечают промахи и недостатки
взрослых. Часто предметом критики становится учитель. «Несправедлив ко
мне», «у него есть любимчики», «неправильно ставит отметки»… Не следует
поощрять такие разговоры, но и уходить от этого нельзя. Надо подростка
заставить задуматься над своим поведением, проанализировать свои
поступки, и многие упрёки отпадут сами собой.
Ситуации: №1. Вы заметили, что ваш ребёнок пришёл из школы мрачным, неразговорчивым, не садится обедать, не делает уроки… Ваши действия…(выслушать) Если
вы начнёте с упрёков и подозрений (Покажи свой дневник, тетрадь. Что
натворил?), повысите тон, то в ответ можете услышать грубость. Вы не
узнаете, что произошло, чем он расстроен. Всё будет по-иному, если,
выждав некоторое время, вы дружески побеседуете с ним и сумеете вызвать
на откровенный разговор. Он сам расскажет о своих огорчениях и
почувствует облечение от того, что поделился с вами, нашёл поддержку. А
если вы дадите хороший совет, как лучше поступить в такой ситуации, то
приобретёте ещё и доверие. Не давайте «дешёвых» советов: «тебя ударили –
ударь и ты». Если ребёнок дерзит, без причины смеётся, не реагирует
на замечания… Может быть, он так привлекает к себе ваше внимание? (Хоть
как-то) №2. Вы очень заняты на работе. Домашние
дела лежат полностью на вас. Ребёнок обращается с просьбой помочь
подготовить сообщение к уроку, классному часу… Ваши действия…(выслушать) Возможный
вариант ответа: «Помоги приготовить ужин (сделать уборку, поиграй с
братишкой), а потом мы вместе посидим над твоим заданием. А часто
приходится слышать от детей, да и родителей, что мама занята. (У меня
нет времени. Делай сам.) Не забывайте простую истину, что Вы родители.
Надо найти время для ребёнка. Никакие дорогие подарки и деньги не
заменят ему ваше участие и тепло. Будучи взрослыми, они ответят вам тем
же, когда забота и внимание становятся дороже всех подарков. Попробуйте
проанализировать ваши отношения с вашими родителями. Вам многое станет
понятно. В другом случае ребёнок будет искать родственные души среди
других людей, и быстро отдалиться от своих родителей. Между вами
вырастет стена непонимания, отчуждения, вражды. Разрушить такую стену
будет трудно, порой невозможно.
№3. Вы ушли на работу, а ребенок не пошёл в школу. Ваши
действия: Вы отругали его, узнав об этом, и научили: «Скажи, что болел
живот, была температура, не был по семейным обстоятельствам…». Будьте
уверены, что в следующий раз он это сделает сам, а проступки будут
изощрённее. А как Вы выглядите в его глазах? Никогда не учите ребёнка
лгать. Дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере в семье. Доброжелательные
отношения всех членов семьи, постоянная готовность помочь друг другу,
доверие друг другу и хороший пример родителей - залог успешного
воспитания в семье.
|